Особый экономический статус территории


Опубликовано: 21.09.2017, 09:24/ Просмотров: 97

Виктор Покотилов. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Модель свободного порта Владивосток, предложенная Минвостокразвития, не имеет ничего общего с мировой практикой и реальными потребностями края, считает эксперт

18 марта 2015, PrimaMedia. Законопроект "О свободном порте Владивосток", подготовленный в рамочном формате Министерством РФ по развитию Дальнего Востока во исполнение поручения президента России Владимира Путина и в настоящее время активно обсуждаемый экспертами, вряд ли способен придать истинный импульс социально-экономическому развитию Приморского края. Модель свободного порта, предложенная Минвостокразвития, противоречит и мировому опыту, и российскому законодательству, к тому же не имеет ничего общего с реальными потребностями и перспективами региона. Такую точку зрения высказал и.о. генерального директора ОАО "Международный морской перегрузочный терминал" Виктор Покотилов в беседе с корр. РИА PrimaMedia.

Напомним, в начале марта 2015 года в ходе специального семинара, организованного на площадке Законодательного собрания Приморского края, представитель Министерства РФ по развитию Дальнего Востока презентовал экспертному сообществу региона рамочный законопроект "О свободном порте Владивосток". Вариант законопроекта, предложенный Минвостокразвития, вызвал неоднозначную реакцию в научной среде и сфере реальной экономики.

"Это не свободный порт…"

По мнению и.о. генерального директора ОАО "ММПТ" Виктора Покотилова, разработчики напрасно пренебрегли написанием преамбулы законопроекта. Без этого совершенно непонятно, а какая цель, собственно говоря, преследуется, каким образом она может быть достигнута.

- Главным недостатком законопроекта является даже не то, что он сырой (понятно, что его будут дорабатывать), а то, что он смешал два совершенно разных понятия - понятие свободного порта и свободной экономической зоны, - отметил собеседник агентства. - Да и само понятие свободного порта, использованное в проекте, является совершенно некорректным, не имеющим никакого отношения к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, на которое ссылался, представляя закон, представитель Минвостокразвития. По классическому (юридический словарь) определению, "свободный порт - это территория порта с его причалами, складами, мастерскими и подсобными помещениями плюс прилегающая акватория, не входящие в состав таможенной территории государства". Функционирование свободного порта основывается на полном или частичном отсутствии таможенных пошлин и налогов, льготном режиме ввоза, вывоза и реэкспорта товаров.

Существует международная практика, согласно которой режим свободного порта присваивается портовым территориям, обеспечивающим увеличение грузопотока и активизацию торговых операций.

Резидентами свободного порта становятся предприятия, которые связаны с обслуживанием этого грузопотока. Разумеется, этот комплекс включает в себя не только стивидорные компании, но и владельцев портовых терминалов. В него могут входить и страховые общества, и агентирующие компании, ремонтные предприятия, брокерские конторы. Все что называется инфраструктурой и является необходимым для обслуживания порта и груза. Многих порты Приморского края давно говорят о необходимости создания ОЭС портового типа с льготами на привлечение инвестиций в модернизацию, с налоговыми преференциями и о снижении портовых сборов, которые привлекут перевозчиков и владельцев груза. Так почему же этот голос портовиков не превращается в действия по созданию таких ОЭС, почему заявки и обращения порта Восточного на протяжении примерно 20-ти лет остаются без положительных решений? Наверное, потому, что в рамках этих режимов есть обязательства государства по развитию внешней инфраструктуры на подходах к порту. А сейчас это очень большие вложения, отметил эксперт.

- Возникает вопрос, с какой целью мы собираемся распространять статус свободного порта на огромнейшие территории Приморского края, в том числе на те, которые никоим образом не соседствуют с морской акваторией. Ведь если свободный порт является элементом торговой инфраструктуры, то, кроме преференций, которые дают возможность оформлять груз вне таможенной территории РФ, и льгот на обслуживание грузопотока, должны вводиться также льготы на товары. Возникает вопрос, мы что, хотим мы открыть двери для беспошлинной торговли на юге Приморья и, в конечном итоге, сократить таможенные и налоговые поступления в бюджеты разного уровня. Вряд ли, - заметил Виктор Покотилов. – Ну и включение в структуру свободного порта понятие специализированных зон - не только портовых, но и промышленных, научно-внедренческих и туристско-рекреационных – сильно отдает популизмом.

Формула "Одним махом семерых побивахом" срабатывает только в сказках, в реальной экономике это оборачивается распылением сил и средств, протекционизмом и коррупцией.

"Давайте решим, какой закон нам нужен на самом деле…"

В мире существует достаточно большое число международных ассоциаций территории с льготными режимами хозяйственной деятельности. Одна из них - это Всемирная ассоциация зон экспортного производства (WEPZA), опыт взаимодействия с которой в свое время имела СЭЗ Находка, проводит бесплатные консультации в формировании законодательства, определении перспективных направлений и способов интеграции мировое производство.

- Так почему нам не попробовать начать работы с формирования задач, которые необходимо решить этим законом и не пригласить признанных авторитетов Р. Болина и Р. Хейвуда для консультаций или информационных обменов. Мне кажется, что бессмысленно сейчас пытаться создать искусственно некоторые точки роста, не решив главного: что является нашей целью, как мы можем ее достичь и какие инструменты нам нужны. Что является исходными данными при проектировании условий и инструментов, которыми мы будем развивать нашу территорию и вызовем мультипликативный эффект в соседних регионах, - заметил Виктор Покотилов.

По мнению собеседника агентства, сейчас нужен совершенно иной закон, а именно тот, который должен в первую очередь решить вопрос о наделении Приморского края особым административным и экономическим статусом (например, как Гонконг), позволяющим применять на его территории существующее законодательство о ТОРах и ОЭС.

- Мы все видим, что нам катастрофически не хватает денег на все. Однако есть способ привлечения финансов через придание статуса оффшорного финансового центра. Так почему не разработать и обосновать необходимость такого закона. Нам необходимо возвращать суда из-под "удобных флагов", так почему не узаконить корпоративный оффшорный центр (и тогда вернутся не только судоходные компании, но и капитал, ранее ушедший за границу и управляющий сейчас своими пакетами акций в российских предприятиях). Так почему не сделать торгово-посреднический офшор, который способствует активизации экспортно-импортных операций, - рассуждает Виктор Покотилов. - Определяя цели закона, необходимо определиться, какие ОЭС мы делаем. К сожалению, все пытаются копировать Китай и создавать экономические зоны анклавного типа, ориентированные на экспорт. Но мы расположены на границе и служим соединительным звеном для других регионов Дальнего Востока и Сибири в их отношениях с АТР, значит нам необходимо создавать интеграционные зоны, привлекая капитал, умы и продукцию внутрироссийских регионов.

И в этих условиях сохранение вертикали власти без создания параллельных или дополнительных институтов будет являться гарантией управляемости всеми процессами, считает эксперт.

"Начать с конгломерата свободных портов…"

Конечно, все должно вводиться поэтапно, по мере готовности законодательства, инфраструктуры (в том числе и деловой), подготовленных кадров (или привлеченных извне, в том числе и зарубежных специалистов). Именно для этого можно создать главный закон, декларирующий основные положения прав и обязанностей, льгот и режимов. А уж потом дополнить его прямыми законодательными актами, регулирующими все вопросы.

- Конечно, это большой труд, но нам уже есть с чего начинать. Ведь ТОР в миниатюре представляет территорию для подобного комплексного развития. Сейчас же необходимо начать с малого, с режима портовых зон, с введения в практику экономических таможенных режимов на существующие предприятия, - говорит Виктор Покотилов. - А это отдельный вопрос, в котором необходимо разбираться. Почему не работают режимы переработки под таможенным контролем, переработки вне таможенной территории, ведь они могли бы решить проблемы импортозамещения или притянуть технологии и оборудование, сырье и рабочих на конкретное производство.

По мнению эксперта, при подготовке такого законопроекта необходимо иметь в виду две простые вещи: концепцию развития края, опирающуюся на реальные преимущества Приморья, и мировой опыт по созданию особых экономических зон, которые в настоящее время успешно функционируют во многих странах мира.

- Если мы хотим получить по-настоящему жизнеспособный законодательный акт, нужно выбрать три-четыре стратегических направления, - отмечает Виктор Покотилов. - Прежде всего, Приморский край может стать конгломератом свободных портов, которые перенаправят грузопотоки АТР в сторону Транссиба. Затем к этому мультипликатору могут подтянуться и другие направление – переработка сырья (и не только Приморского края), энергетика, сельское хозяйство, и только в последнюю очередь - туризм и индустрия развлечений.

По мнению собеседника агентства, на Приморском крае можно запустить процесс разработки отечественных программ внедрения особых административных режимов. С тем чтобы потом распространить опыт на другие российские регионы, находя у каждого свои конкурентные преимущества и реальные точки развития.

- Сегодня в Приморье сложилась уникальная ситуация, - говорит Виктор Покотилов. – С одной стороны, очень много нужно сделать для развития транспортной и инженерной инфраструктуры края. И для этого нужно каким-то образом привлекать инвестиции. С другой стороны край обладает очень важным капиталом – человеческим. В Приморье живут по-настоящему инициативные, не боящиеся рисковать люди. То есть созидательный потенциал местного населения огромен. Надо дать возможность этому потенциалу раскрыться, устранив искусственно создаваемые административные и экономические барьеры.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Академик РАН Петр Бакланов: Свободный порт Владивосток совсем неоднозначен

Свободный порт Владивосток "от Минвостокразвития" раскритиковали эксперты

Экспертное сообщество Приморья погрузили в рамки свободного порта Владивосток


Источник: http://primamedia.ru/news/427091/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Рубцовск достоин особого экономического статуса депутат Рисуем человека пошагово для детей

Особый экономический статус территории Особый экономический статус территории Особый экономический статус территории Особый экономический статус территории Особый экономический статус территории Особый экономический статус территории Особый экономический статус территории